Утверждено
на заседании Совета директоров
ОАО «Главная дорога»
Протокол № 16
от 23 июля 2010 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ ЗА
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
«ГЛАВНАЯ ДОРОГА»
1.1. Настоящее Положение о внутреннем контроле за финансово-хозяйственной деятельностью Открытого акционерного общества «Главная дорога» (далее – «Положение») утверждено в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Открытого акционерного общества «Главная дорога» (далее – «Общество»), Кодексом корпоративного поведения, рекомендованного ФКЦБ России.
1.2. Настоящее Положение является внутренним документом Общества, определяющим правила и подходы к обеспечению внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества (далее внутренний контроль).
1.3. Настоящее Положение определяет цели и задачи системы внутреннего контроля, принципы его функционирования, а также органы Общества и лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля.
1.4. Для целей настоящего Положения под внутренним контролем понимается контроль осуществления финансово-хозяйственной деятельности Общества подразделениями и органами управления Общества.
2.1. Внутренний контроль – это система осуществляемых Советом директоров Общества, Ревизионной комиссией (Ревизором) Общества, Комитетом Совета директоров Общества по аудиту, Директором Общества, Службой внутреннего аудита и иными сотрудниками Общества процедур, направленных на обеспечение разумных гарантий достижения Обществом поставленных целей в следующих областях:
- результативность и эффективность хозяйственной деятельности Общества;
- надежность и достоверность всех видов отчетности Общества;
- соблюдение требований нормативных актов и внутренних документов Общества.
2.2. Цели осуществления внутреннего контроля:
2.3. Направления внутреннего контроля:
- оценка эффективности организационной структуры Общества;
- контроль за основными направлениями финансово-хозяйственной деятельности Общества, анализ результатов указанной деятельности;
- контроль за соблюдением финансовой дисциплины в Обществе и выполнением решений органов управления и должностных лиц Общества;
- обеспечение достаточной уверенности в отношении достоверности финансовой отчетности Общества и соблюдения процедур ее подготовки, а также соблюдения требований ведения бухгалтерского учета в Обществе;
- контроль за исполнением бюджета Общества и его структурных подразделений;
- контроль за соответствием соглашений Общества с третьими лицами финансово-хозяйственным интересам Общества;
- контроль за соответствием внутренних документов и проектов решений органов управления Общества финансово-хозяйственным интересам Общества;
- контроль за использованием инсайдерской информации в соответствии с Положением об инсайдерской информации, утвержденным Советом директоров Общества.
2.4. Процедуры внутреннего контроля:
Под процедурами внутреннего контроля понимается совокупность мер, осуществляемых Ревизионной комиссией (Ревизором) Общества, Комитетом Совета директоров Общества по аудиту, Советом директоров Общества, Директором Общества, Службой внутреннего аудита, иными лицами и специализированными подразделениями, уполномоченными осуществлять внутренний контроль, и направленных на выявление нарушений законодательства и внутренних документов Общества при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности; на оценку эффективности достижения Обществом поставленных целей, а также взаимодействия субъектов внутреннего контроля между собой в процессе реализации процедур внутреннего контроля.
- определение взаимосвязанных и непротиворечивых целей и задач на различных уровнях управления Обществом;
- распределение и делегирование ключевых полномочий и ответственности в Обществе, обеспечение эффективного взаимодействия структурных подразделений и сотрудников Общества;
- выявление и анализ потенциальных рисков, которые могут помешать достижению целей деятельности Общества;
- контроль за соответствие совершенной операции финансово-хозяйственному плану, выявление и совершение нестандартных операций;
- организация системы сбора, обработки и передачи информации, в том числе формирования отчетов и сообщений, содержащих операционную, финансовую и другую информацию о деятельности Общества, а также установление эффективных каналов и средств коммуникации, обеспечивающих вертикальные и горизонтальные связи внутри Общества;
- доведение до всех сотрудников Общества их обязанностей в сфере внутреннего контроля;
- установление эффективной связи Общества с третьими лицами;
- определение критериев и оценка эффективности работы структурных подразделений, должностных лиц и иных сотрудников Общества;
- использование адекватных способов учёта событий, операций и сделок (например, сквозной нумерации);
- проверка сохранности активов;
- обеспечение утверждения и осуществления операций только теми лицами, которые наделены соответствующими полномочиями;
- надлежащее документирование процедур внутреннего контроля;
- распределение ключевых обязанностей между сотрудниками Общества (в том числе обязанностей по одобрению и утверждение операций, учёту операций, выдаче, хранению и получению ресурсов, анализу и проверке операций);
- разграничения доступа членов органов управления и контроля Общества, а также иных сотрудников Общества к определенным ресурсам и информации, установление ответственности за несанкционированный доступ;
- регулярные оценки качества системы внутреннего контроля.
2.5. Внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью обеспечивается путем проведения всех видов проверок, ревизий и экспертиз с целью осуществления последующего контроля за производственной и финансово-хозяйственной деятельностью, в процессе которого устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, соответствие ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета нормативным актам, а также достоверность учетных и отчетных показателей.
2.6. Ответственность за функционирование системы внутреннего контроля в Обществе несет Директор Общества.
2.7. Совет директоров Общества определяет политику внутреннего контроля и осуществляет регулярную оценку эффективности системы внутреннего контроля.
2.8. В соответствии с Положением о комитете Совета директоров Общества по аудиту Комитет по аудиту осуществляет оценку эффективности системы внутреннего контроля в Обществе (в том числе на основании сообщений и отчетов Службы внутреннего аудита);
2.9. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется отдельным структурным подразделением Общества – Службой внутреннего аудита.
3.1. Служба внутреннего аудита создается на основании приказа Директора Общества.
3.2. Деятельность Службы внутреннего аудита контролируется Советом директоров Общества непосредственно и (или) через Комитет по аудиту.
3.3. Службу внутреннего аудита возглавляет Руководитель.
3.4. Руководитель Службы внутреннего аудита и не менее 2/3 (две третьих) ее сотрудников должны иметь высшее экономическое (финансовое) или юридическое образование.
3.5. Все сотрудники Службы внутреннего аудита должны быть независимы от исполнительных органов и органов управления Общества и не могут входить в состав органов управления и исполнительных органов Общества, являться участниками, генеральным директором (управляющим), членом органов управления или работником юридического лица, конкурирующего с Обществом.
3.6. Руководитель и сотрудники Службы внутреннего аудита должны иметь безупречную деловую репутацию.
Руководителем и сотрудником Службы внутреннего аудита не может быть лицо, имеющее неснятую и непогашенную судимость.
Руководителем и сотрудником Службы внутреннего аудита не может быть лицо, которое признавалось виновным в совершении преступлений в сфере экономической деятельности или преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления или к которым применялись административные наказания за правонарушения в области предпринимательской деятельности или в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
3.7. Руководитель Службы внутреннего аудита:
- распределяет обязанности между сотрудниками Службы внутреннего аудита и организует работу Службы внутреннего аудита;
- созывает и проводит заседания и совещания для обсуждения вопросов, относящихся к компетенции Службы внутреннего аудита;
- запрашивает у органов управления и структурных подразделений Общества документы и информацию, необходимые для проведения процедур внутреннего контроля;
- имеет право беспрепятственного доступа во все помещения проверяемых структурных подразделений Общества;
- вправе получать от сотрудников Общества объяснения и комментарии, необходимые для проведения процедур внутреннего контроля;
- вправе требовать от сотрудников Общества представления информации об исполнении решений органов управления Общества, принятых по итогам проверок и служебных расследований финансово-хозяйственной деятельности Общества;
- по согласованию с Директором Общества вправе привлекать сотрудников иных структурных подразделений Общества к проведению проверок и служебных расследований;
- вносит предложения о применении мер поощрений к сотрудникам Общества;
- вносит предложения по вопросам привлечения к ответственности за допущенные нарушения виновных сотрудников Общества;
- сообщает Совету директоров (Комитету Совета директоров по аудиту) и Директору Общества о нарушениях, выявленных при проведении процедур внутреннего контроля.
3.8. Прочие сотрудники Службы внутреннего аудита осуществляют свою деятельность в соответствии с установленным Руководителем Службы внутреннего аудита распределением обязанностей.
3.9. При проведении процедур внутреннего контроля Служба внутреннего аудита готовит сообщения, заключения, отчеты, рекомендации и иные документы, которые подписывает Руководитель Службы внутреннего аудита.
Указанные документы (в том числе сообщения о выявленных нарушениях) представляются Комитету Совета директоров по аудиту, Директору Общества и лицу, по поручению которого Служба внутреннего аудита проводит соответствующую процедуру внутреннего контроля.
3.10. По требованию Совета директоров (Комитета Совета директоров по аудиту) и Директора Общества Руководитель Службы внутреннего аудита представляет отчеты об итогах работы Службы внутреннего аудита.
3.11. При проведении процедур внутреннего контроля Служба внутреннего аудита взаимодействует с органами управления и структурными подразделениями Общества, получая разъяснения, информацию и документацию, необходимые для проведения процедур внутреннего контроля.
3.12. В своей деятельности Служба внутреннего аудита:
- руководствуется законодательством Российской Федерации, Уставом Общества, Положениями об органах Общества, настоящим Положением, решениями общего собрания акционеров Общества, Совета директоров, приказами, указаниями, распоряжениями, поручениями Директора Общества;
3.13. Обязанности по выявлению и предупреждению любых ошибок, нарушений или злоупотреблений в Обществе возлагаются не только на Службу внутреннего аудита, но и на всех должностных лиц и работников Общества в пределах их должностных обязанностей и компетенции.
4.1. Служба внутреннего аудита создается для осуществления следующих функций:
- контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества;
- контроль за основными направлениями финансово-хозяйственной деятельности Общества, проверка целесообразности совершения нестандартных операций, анализ результатов указанной деятельности;
- контроль за соблюдением финансовой дисциплины в Обществе и выполнением решений органов управления Общества;
- обеспечение достаточной уверенности в отношении достоверности финансовой отчетности Общества и соблюдения процедур её подготовки, а также соблюдения требований ведения бухгалтерского учета в Обществе;
- контроль за соответствием внутренних документов и проектов решений органов управления Общества финансово-хозяйственным интересам Общества;
- контроль за соответствием соглашений Общества с третьими лицами финансово-хозяйственным интересам Общества;
- составление и контроль за исполнением бюджета Общества в целом и его структурных подразделений.
- контроль за использованием инсайдерской информации в соответствии с Положением об инсайдерской информации, утвержденным Советом директоров Общества.
4.2. Для осуществления возложенных на него функций Служба внутреннего аудита проводит следующие процедуры внутреннего контроля:
- организует и проводит проверки и служебные расследования по основным направлениям финансово-хозяйственной деятельности Общества;
- анализирует и обобщает результаты проверок и служебных расследований по основным направлениям финансово-хозяйственной деятельности Общества;
- анализирует эффективность требований, предъявляемых к деятельности структурных подразделений Общества, готовит предложения по их совершенствованию;
- координирует работу структурных подразделений Общества при проведении внутренних контрольных мероприятий;
- осуществляет контроль за устранением нарушений, выявленных в результате проверок и служебных расследований;
- анализирует результаты аудиторских проверок Общества, осуществляет контроль за разработкой и выполнением планов мероприятий, по устранению нарушений, выявленных в ходе аудиторских проверок;
- анализирует результаты исполнения бюджета и разрабатывает мероприятия по контролю за экономической оправданностью расходной части бюджета Общества.
- анализирует внутренние и иные документы Общества, регламентирующую финансово-хозяйственную деятельность Общества, разрабатывает предложения по совершенствованию указанных документов;
- по поручению Директора Общества и/или Совета директоров Общества рассматривает проекты решений органов управления на предмет их соответствия финансово-хозяйственным интересам Общества;
- по поручению Директора Общества и/или Совета директоров Общества рассматривает проекты договоров Общества на предмет их соответствия финансово-хозяйственным интересам Общества;
- по поручению Директора Общества и/или Совета директоров Общества проверяет коммерческие предложения и обоснованность выбора контрагентов по договорам, готовит предложения по выбору контрагентов Общества;
- готовит предложения по совершенствованию процедур внутреннего контроля;
- разрабатывает документы, регламентирующие деятельность Службы внутреннего аудита.
5.1. Финансово-хозяйственные операции Общества, осуществляемые в рамках финансово-хозяйственного плана, подлежат последующему контролю Службой внутреннего аудита.
5.2. В течение 5 (пяти) рабочих дней после совершения каждой финансово-хозяйственной операции в Службу внутреннего аудита Общества предоставляются документы и материалы, необходимые и достаточные для обоснованного и однозначного вывода о соответствии проведенной операции финансово-хозяйственному плану Общества и установленному в Обществе порядку совершения такой операции.
5.3. Служба внутреннего аудита проверяет предоставленные документы и материалы на соответствие их процедурам внутреннего контроля, утвержденным настоящим Положением, а также наличие в финансово-хозяйственном плане Общества средств, предусмотренных на совершение определенной хозяйственной операции.
5.4. Операции, выходящие за рамки, установленные финансово-хозяйственным планом Общества (нестандартные операции) требуют предварительного одобрения Совета директоров Общества.
5.5. Служба внутреннего аудита проводит предварительную оценку нестандартной операции. Определяет, почему совершение данной операции не было предусмотрено в финансово-хозяйственном плане, насколько необходимо ее совершение и возможно ли ее отложить.
По результатам анализа каждой нестандартной операции Служба внутреннего аудита готовит рекомендации для Совета директоров Общества относительно целесообразности совершения такой операции. В случае необходимости Служба внутреннего аудита может обратиться за дополнительными разъяснениями к Директору Общества.
5.6. Совет директоров, рассмотрев рекомендации Службы внутреннего аудита, вправе принять решение о проведении нестандартной операции и в случае необходимости внести соответствующие изменения в финансово-хозяйственный план Общества либо запретить Директору Общества совершать нестандартную операцию. При этом такой запрет должен быть мотивирован.