«Автодор» займет на строительство ЦКАД

Расплачиваться с кредиторами госкомпания намерена деньгами бюджета
«Автодор» подстрахуется на случай кассовых разрывов при строительстве ЦКАД/ М. Стулов/ Ведомости

«У нас 5 млрд по ЦКАД. Он [заем] будет в конце 2017 г.», – заявил председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах (цитата по «Интерфаксу»). Это будет первый прямой облигационный заем для строительства ЦКАД, подчеркнул Кельбах.

Новое кольцо вокруг Москвы протяженностью 340 км (283,6 км новых дорог, еще 55,5 км – реконструированных) должно разгрузить радиальные выезды и улицы города от большегрузного и транзитного транспорта, увеличить плотность дорог в Московской области. На строительство третьего и четвертого пускового комплекса дороги еще не заключены концессионные соглашения, оба конкурса были признаны несостоявшимися – заявку на каждый подал один участник. С ними «Автодор» и обсуждает заключение соглашения – это соответственно Автодорожная строительная корпорация (в нее входят ДСК «Автобан» и испанская Sacyr Concession) и «Юго-Восточная магистраль», представляющая компанию «Главная дорога» группы УК «Лидер».

Строительство ЦКАД уже финансировалось при помощи облигаций, таким образом «Автодор» получал деньги фонда национального благосостояния (ФНБ). ЦКАД стала одним из первых инфраструктурных проектов, на которые президент Владимир Путин распорядился направить средства фонда. Деньги размещались в Газпромбанке, который затем выкупал выпуск облигаций.

Другие облигации

В обращении находится два выпуска облигаций «Автодора» на общую сумму 21,7 млрд руб., в середине декабря прошлого года ЦБ зарегистрировал 4-й выпуск облигаций ГК «Автодор» на 16,7 млрд руб.

В данном случае речь не о деньгах ФНБ, пояснил представитель ГК «Автодор». Это будет заем на внутреннем рынке, говорит сотрудник госкомпании. Выпуск дисконтных облигаций ГК «Автодор» на 5,2 млрд руб., выкупаемых портфельными инвесторами на рынке, предусмотрен в проекте ЦКАД (см. график): период погашения – два года, доходность к погашению – 11,25%. Погашать дисконтные облигации предполагается за счет субсидий федерального бюджета, предусмотренных программой деятельности «Автодора» в 2019–2020 гг. Деньги покроют небольшой кассовый разрыв, объясняет сотрудник «Автодора».

ЦКАД – проект с приоритетными сроками, нельзя допускать остановки строительства, поэтому логично, что в проекте заложена подстраховка на случай, когда не будет ни денег ФНБ, ни субсидий, говорит старший менеджер группы по управлению строительными проектами KPMG Алексей Медников. «Автодор» намерен завершить работы по ЦКАД до конца 2018 г. Субсидии на 2019 г. еще надо согласовать с Минфином, но есть ли договоренность, потенциальные инвесторы узнают непосредственно перед размещением облигаций, замечает партнер PwC Дмитрий Ковалев.

Облигации «Автодора» выпускает не проектная «дочка», а сама госкомпания, т. е. бонды не будут привязаны к конкретному проекту, рассуждает консультант автодорожных проектов. Но и выплаты по ним пойдут из общих субсидий федерального бюджета госкомпании, продолжает он. Даже если договоренности о субсидиях на выплату именно по этим облигациям не будет, 5 млрд руб. не такая сумма, которая была бы критичной для «Автодора». В любом случае продать облигации «Автодора» не будет проблемой, говорит консультант.