На последний участок ЦКАД нашелся концессионер

УК «Лидер» осталась без конкурентов
Конкуренции за президентский проект ЦКАД нет/ А. Астахова/ Ведомости

Четвертый участок ЦКАД нашел концессионера. Им может стать «Юго-восточная магистраль», представляющая компанию «Главная дорога» группы УК «Лидер» – она единственная подала заявку. Из-за отсутствия конкурентов конкурс признан несостоявшимся, сообщил в пятницу «Автодор», если заявка соответствует требованиям, то соглашение заключат с «Юго-восточной магистралью».

Финансовым партнером УК «Лидер» выступит Российский фонд прямых инвестиций совместно с ведущими суверенными фондами Ближнего Востока, говорится в сообщении «Автодора».

Участок 4 ЦКАД – 96,5 км между дорогами М7 «Волга» и М4 «Дон». Дорога пройдет через Ногинский, Павлово-Посадский, Воскресенский и Раменский районы, города Электросталь и Домодедово. Срок строительства – три года с момента получения разрешения, т. е. ориентировочно оно может завершиться осенью 2019 г. Цена – 78,5 млрд руб., из них 49,7 млрд даст «Автодор». Рассматриваются различные способы привлечения заемного финансирования, в том числе средств НПФ через инфраструктурные облигации, говорит директор «Юго-восточной магистрали» Михаил Плахов.

К строительству готова лишь половина территории, по которой пройдет дорога, сообщил в феврале председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах. На практике территория готовится параллельно со строительством, сказала юрист Herbert Smith Free­hills Яна Иванова, для этого «Автодор» нанимает отдельного подрядчика; по участку 4 ЦКАД риски, связанные с подготовкой территории, делятся между «Автодором» и концессионером.

Первоначально было пятеро желавших построить участок 4 ЦКАД. В ноябре 2014 г. в конкурсную комиссию заявки подали также «Большое кольцо столицы», «Инвест финанс плюс», Автодорожная строительная корпорация и «Кольцевые магистрали столицы». Но в начале 2015 г. потенциальные участники попросили изменить условия из-за ухудшившейся макроэкономической ситуации, и правительство перенесло конкурс. Подача заявок несколько раз откладывалась. «Автодор» согласился индексировать инвестиционные платежи на инфляцию и снизить гарантийное обеспечение с 1 млрд до 400 млн руб.

Кольцо для Путина

ЦКАД – один из первых инфраструктурных проектов, на которые президент Владимир Путин распорядился направить средства ФНБ (150 млрд руб.). Начать строительство хотели еще в 2011 г., но подача заявок на первый участок состоялась только в 2014 г. «Автодор» намерен завершить работы по ЦКАД до конца 2018 г. Теоретически это возможно, считает Медников, но только при максимальном объединении усилий концессионера и госкомпании, контроле за строительством, грамотном управлении и своевременном финансировании.

Это второй несостоявшийся конкурс «Автодора» за неделю: на участок 3 ЦКАД поступила заявка только от Автодорожной строительной корпорации (консорциум ДСК «Автобана» и испанской Sacyr Concession).

На обоих конкурсах сложилась беспрецедентная ситуация: после рекордного количества заявок (по пять – на каждую секцию не было ни на одной крупной автодорожной концессии) поступило по одному конкурсному предложению, замечает консультант дорожных проектов. Инфляция и ухудшение условий привлечения заемного финансирования сильно ударили по экономике проектов, что привело к резкому снижению числа инвесторов, готовых идти в масштабные проекты, считает старший менеджер группы по управлению строительными проектами KPMG Алексей Медников. С другой стороны, компании, которые не стали бороться за ЦКАД, сейчас активно интересуются иными концессионными проектами и в автодорогах, и в прочих отраслях, значит, причина все-таки не в тяжелом положении на рынке, не согласен консультант.

Автодорожная строительная корпорация готовилась к заявке, она была полностью сформирована, но в последний момент было решено сконцентрироваться на третьем участке ЦКАД, говорит замдиректора по финансовому развитию ДСК «Автобан» Денис Анисимов. Даже на конкурс в пятницу залоговое обеспечение внесли две компании, сообщил Кельбах в пятницу (вторую он не назвал).

«Автодор» оказывается в непростой ситуации, считают несколько автодорожных консультантов. Госкомпании невыгодно, когда на конкурсе остается одна заявка: выхолащивается сама суть конкурсного отбора, который позволяет государству выбрать наиболее выгодные условия, отмечает один из них. «Автодор» попадает в невыгодную переговорную позицию – отказаться от соглашения он не может по политическим причинам (см. врез), проводить новый конкурс уже некогда. Таким образом, оба потенциальных инвестора ЦКАД получили рычаги, чтобы выторговать у «Автодора» наиболее выгодные для себя условия, рассуждает консультант. Существенные параметры, в том числе финансовые, уже изменить нельзя, но торг будет идти за распределение рисков – финансовых, строительных и технических, говорит он, например, что будет при срыве сроков.